

В древности и в эпоху Возрождения данное понятие служило для общего обозначения душевных болезней. Позже многие случаи классической шизофрении были отнесены к аменции. Но с разработкой Э. Крепелином понятия dementia praecsox и Э. Блейлером понятия шизофрении аменция стала пониматься лишь как делириозное явление. По выражению Э. Блейлера, аментивный есть делириозный, который при поверхностном контакте действует как нормальный. Т. Мейнерт трактовал аменцию как симптомокомплекс помрачения сознания, при котором преобладают растерянность, бессвязность мышления, речи и движений. К.Конрад понимал под аменцией тяжелое состояние сбивчивости сознания, дезориентации, возбуждения, галлюцинаций. По выражению Е.А. Попова, больной в состоянии аменции – это человек в разбитых очках, то есть все им воспринимается по кусочкам, отдельно.
Аментивный симптомокомплекс характеризуется главным образом расстройством сознания, которое распространено на все его элементы, в том числе на сознание «я». Больной оказывается в состоянии полной беспомощности и неспособности разбираться в собственном положении, в окружающих обстоятельствах, не узнает своих близких, не понимает обращенных к нему вопросов и ничем не реагирует на окружающее. Состояние растерянности еще более усиливается благодаря нередко наблюдающимся обманам чувства и двигательному беспокойству, но в основе его лежат явления расстроенного сознания с утратой активности и внутреннего единства, обусловливающие полную неспособность даже к простым синтезам. Элементы спутанности могут в некоторых случаях комбинироваться с делириозными явлениями.
Аменция может возникнуть на фоне длительно протекающей, изнурительной болезни, при крайнем соматическом и психическом истощении. Аментивное состояние в качестве эпизода может наблюдаться при различных заболеваниях — при шизофрении, маниакально-депрессивном психозе, органических заболеваниях, а также при инфекционных психозах (в последнем случае, равно как и на почве истощения другого происхождения, оно может представлять картину, имеющую известную самостоятельность). Легкие формы аменции как спутанного и помутненного сознания возникают при сильном физическом утомлении, например при потере крови, обезвоживании, поносах, легких отравлениях, длительных операциях. Также аменция может возникать при эндокринных нарушениях, например при базедовой болезни, травмах черепа, органических заболеваниях мозга, алкоголизме. Поскольку аменция обычно развивается при соматическом заболевании, необходимо ее отличать от делирия, что имеет существенное значение для неотложной терапии, так как аменция является более тяжелым видом расстройства сознания, свидетельствующим о резком ухудшении прогноза.

У детей аментивное помрачение сознания проявляется преимущественно в виде кратковременных эпизодов неглубокой «психической спутанности», непоследовательности, недостаточной связности психических процессов, прежде всего мышления. Характерен аффект недоумения. Возможен частичный контакт с ребенком, однако он нередко с трудом понимает смысл вопросов, его высказывания отрывочны и непоследовательны. Отмечается полная дезориентировка и двигательное беспокойство. В наиболее легких случаях с помощью дополнительной стимуляции удается добиться кратковременного контакта, однако сравнительно быстро наступает психическое истощение с бессвязностью мышления. Такие состояния наиболее легкого аментивного помрачения сознания С. С. Мнухин назвал астенической спутанностью.

Клиника аменции. Симптомы аменции проявляются в невозможности в целом уловить связь между предметами и явлениями. Характерна бессвязность всех видов психической деятельности и речи. Она становится бессвязной, бессмысленной и состоит из отдельных слов, звуков, междометий, часто произносимых больным многократно с различной громкостью.
Двигательное возбуждение ограничивается пределами постели: больные изгибаются, вращаются, вздрагивают, откидывают в стороны конечности. Отдельные двигательные реакции (больной что-то трогает, отталкивает, хватает) и соответствующая мимика указывают на наличие галлюцинаторно-бредовых переживаний, носящих отрывочный характер. Судя по поведению больных, галлюцинации и бредовые идеи чрезвычайно фрагментарны. Распад способности к синтезу и анализу, распространяющийся на самосознание, не способствует возникновению связных, последовательных галлюцинаций или бредовых идей. На высоте развития аменции иногда возникают кататоноподобная симптоматка в виде возбуждения или ступора, хореинформные гиперкинезы. Двигательная активность может сменяться ступором.
Аффективные реакции лабильны: больные то плаксивы, то улыбчивы, то индифферентны к окружающему. По ночам могут возникать делириозные эпизоды, в высказываниях нередко звучат фрагментарные бредовые переживания, а поведение может указывать на наличие отдельных галлюцинаторных обманов, а также появление более ярких зрительных галлюцинаций при которых, возбуждение начинает соответствовать галлюцинаторному состоянию. Это чрезвычайно важный момент, который имеет дифференциально-диагностическое значение. У кататоников не развивается делирия по ночам, у аментивных больных делирии отмечается нередко. Также обнаружение депрессивного аффекта, по мнению Странского, позволяет в ряде случаев провести дифференциальный диагноз между аменцией и тяжелой кататонией. Но и в этот момент (доминирование выраженного депрессивного аффекта) больные остаются по-прежнему глубоко дезориентированы в окружающем, по-прежнему внешние раздражения не доходят до их сознания.
Речевой контакт отсутствует. По отдельным высказываниям иногда удается сделать заключение о наличии у данных больных аффекта недоумения и беспомощности, симптомов постоянно встречающихся при растерянности. Отмечается корреляция между аффектом и содержанием высказывания: если у больного пониженное настроение, то произносимые слова (как правило, существительные и глаголы) отражают печаль, грусть. Если настроение повышенное, то слова выражают радость, удовольствие. Помимо соответствия употребляемых слов аффекту, слова произносятся то громко, то тихо, то шепотом, то нараспев, то поток слов сопровождается плачем. На эту гармонию необходимо обратить внимание, она важна для дифференциальной диагностики аменции и кататонического возбуждения, которое нередко приобретает также аменативный характер.


Главными признаками аменции являются грубая дезориентировка во времени, месте и собственной личности, невозможность контакта, речевое и двигательное беспокойство на фоне прогрессирования основного заболевания с быстрой потерей веса на фоне отказа больного от приема воды и пищи. Заканчивается аменция глубокой астенией с полной амнезией перенесенного состояния.

Течение. Аменция может продолжаться нескольких недель и месяцев. Аменция продолжается значительно более длительно, чем делирии; если делирий относится к расстройствам, исчисляемым днями, то продолжение аменции исчисляется уже неделями.
Неотложная помощь при аменции осуществляется по тем же принципам, что при делирии, но более интенсивно, главным образом в отношении основного заболевания.


читайте также статью «Состояния спутанности у пожилых пациентов с деменцией» И.В. Колыхалов, Я.Б. Федорова, С.И. Гаврилова Отделение болезни Альцгеймера и ассоциированных с ней расстройств Отдела гериатрической психиатрии ФГБУ «Научный центр психического здоровья» РАМН, Москва (Журнал неврологии и психиатрии, №7, 2013; Вып. 2) [читать]
Journal information