Laesus De Liro (laesus_de_liro) wrote,
Laesus De Liro
laesus_de_liro

Categories:

Задержка речевого развития

Введение. Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребенка. Для развития речи необходимо, чтобы головной мозг и особенно кора его больших полушарий достигли определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранен слух. Еще одно важное условие – [!] полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка.


Речевая функция имеет две важнейшие составляющие: восприятие звуков речи (импрессивная или рецептивная речь), за которое отвечает центр Вернике (находится в слуховой коре височной доли), и воспроизведение звуков, слов, фраз (экспрессивную речь) - речедвигательная функция, которая обеспечивается центром Брока (располагается в нижних отделах лобной доли, в непосредственной близости от проекции в коре мускулатуры, участвующей в речи). Оба речевых центра локализуются в доминантном большом полушарии головного мозга: левом у правшей и правом у левшей.

Задержка речевого развития [ЗРР] (или овладение речью позже, чем в норме) - системное недоразвитие речи, в основе которого лежит недостаточный уровень развития речевых центров коры больших полушарий головного мозга. По современным международным классификациям ЗРР определяется как «дисфазия», или «дисфазия развития» (в современной литературе применяется также термин «специфические расстройства развития речи»). Выделяют также «дизартрию» - расстройство звуко-произносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры (читайте также статью «О классификациях нарушений речи в детском возрасте» Степаненко Д.Г., Сагутдинова Э.Ш.; Государственное учреждение здравоохранения Свердловской области, детская клиническая больница восстановительного лечения, «Научно-практический центр «Бонум», Областной детский центр патологии речи (электронный научный журнал «Системная интеграция в здравоохранении» №2, 2010) [читать]).

Этапы развития речи. В 1 - 1,5 мес. появляется первое гуление из отдельных гласных звуков, в 2 - 3 мес. к гулению добавляются согласные, в 4 мес. гуление становится сложным (свирель). В 7 - 8,5 мес. ребенок начинает лепетать (произношение отдельных слогов типа ба-ба), а в конце этого срока появляется модулированный лепет, т.е. вариация интонациями. В 8,5 - 9,5 мес. ребенок радует окружающих словами ма-ма, па-па, ам-ам. Но придать им смысл или соотнести их с конкретными личностями не может. В 12 мес. ребенок уже может соотнести слова ма-ма, па-па с конкретными людьми. В 13 - 15 мес. ребенок произносит 5 - 6 простейших слов, но окружающие понимают не более 20% лепета ребенка. К 18 мес. появляются звукоподражательные слова (бормотание губами, имитирующее звук автомобиля, ав-ав и т.д.). В 18 - 21 мес. появляются попытки произношения простейших фраз типа дай-дай, иди-иди, мама, дай. В 22 - 24 мес. появляется понимание множественной формы и единственного числа, начинается этап вопросов «что это?» На третьем году жизни в речи появляются падежи и многословные предложения, употребляются придаточные предложения. В речь входят местоимения и союзы. В 4 - 5 лет появляются монологи и длинные фразы. В дальнейшем при прочих равных условиях развитие речи зависит от культурного уровня семьи и занятий с ребенком.



Причинами отставания в развитии речи могут быть патология течения беременности и родов (наиболее часто неврологический статус этих детей обусловлен следующими диагнозами: минимально-мозговая дисфункция, перинатальная энцефалопатия), нарушения функций артикуляционного аппарата, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, влияние наследственности и неблагоприятных социальных факторов (недостаточное общение и воспитание). Трудности в освоении речи характерны также для детей с признаками отставание в физическом развитии, перенесших в раннем возрасте тяжелые заболевания, ослабленных, получающих неполноценное питание. Реже причиной задержки развития речи у детей являются аутизм или общее отставание в психическом развитии.

Раннее органическое повреждение ЦНС в связи с патологией течения беременности и родов традиционно рассматривают в качестве основной причины отставания в развитии речи. Однако в последние годы внимание специалистов также привлекает роль наследственных факторов в формировании нарушений развития речи. Роль наследственной предрасположенности подтверждается частотой внутрисемейных нарушений развития речи. В клинической практике для выявления наследственной предрасположенности к нарушениям речевого развития рекомендуется проводить генеалогическое исследование с целью уточнения сведений о родственниках пациентов, а именно об особенностях их развития в детском возрасте, наличии указаний на задержку и другие нарушения речевого развития. Заключение о наследственной предрасположенности считается обоснованным при обнаружении в детстве нарушений устной речи у одного или нескольких ближайших родственников ребенка (отца, матери, родных братьев и сестер).

Признаки неблагополучия в формировании речи. Должны вызывать беспокойство дети, которые не пытаются заговорить в возрасте 2 - 2,5 лет. Однако определенные предпосылки для неблагополучия в речевом развитии родители могут заметить и раньше. На первом году жизни должны настораживать отсутствие или слабая выраженность в соответствующие сроки гуления, лепета, первых слов, реакции на речь взрослых и интереса к ней; в один год - если ребенок не понимает часто употребляемых слов и не имитирует звуки речи, не реагирует на обращенную речь, а для привлечения внимания к себе прибегает только к плачу; на втором году - в случае, если отсутствует интерес к речевой активности, не происходит увеличения объема пассивного и активного словаря, фраз, обнаруживается неспособность понять простейшие вопросы и показать изображение на картинке. На 3 - 4-м году жизни особую настороженность должны вызывать следующие признаки. Ребенок не обращается ко взрослым с вопросами или за помощью, не пользуется речью. Словарный запас ограничен, не может назвать известные ему предметы. Не отвечает на простые вопросы. Речь ребенка непонятна окружающим, и он старается дополнять ее жестами, либо проявляет безразличие к тому, понимают ли его другие люди. У ребенка отсутствует желание повторять за взрослыми слова и фразы, или он делает это неохотно.

Хорошо известно, что эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сенситивный для формирования речи возрастной период - от 2,5 до 4 - 5 лет, когда идет активное становление речевой функции. Однако, чем раньше замечено неблагополучие в развитии речиребенка, и чем раньше с ним начинают работать специалисты, тем лучше будут достигнутые результаты, потому что резервные возможности мозга ребенка наиболее высоки в первые годы жизни.

Основными направлениями коррекции при нарушениях формирования речи у детей являются логопедическая, психолого-педагогическая, психотерапевтическая помощь ребенку и его семье, а также медикаментозное лечение (в виде повторных курсов препаратов ноотропного ряда). Особое значение при организации помощи таким детям приобретают комплексность воздействия и преемственность работы с детьми специалистов различного профиля (врачей, логопедов, психологов, педагогов). Важно, чтобы совместные усилия специалистов были направлены на ранние выявление и коррекцию нарушений формирования устной и письменной речи у детей. Планирование и проведение коррекционных мероприятий, в т. ч. Медикаментозной терапии, должно осуществляться по индивидуальным планам ...

... подробнее о ЗРР в статье «Отставание развития речи в практике педиатра и детского невролога» Н.Н. Заваденко, И.О. Щедеркина, А.Н. Заваденко, Е.В. Козлова, К.А. Орлова, Л.А. Давыдова, М.М. Дороничева, А.А. Шадрова; Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, Москва; Морозовская детская городская клиническая больница, Москва, Российская Федерация (журнал «Вопросы современной педиатрии» №1, 2015) [читать];

а также:

в статье «Задержка речевого развития у детей: введение в терминологию» М.Ю. Бобылова, Т.Е. Браудо, М.В. Казакова, И.В. Винярская; ООО «Институт детской неврологии и эпилепсии им. Святителя Луки», Россия, Москва; ФГБУ «Центр реабилитации (для детей с нарушением слуха)» Минздрава России, Москва; ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»; Россия, Москва; ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, Москва (Русский журнал детской неврологии, №1, 2017) [читать];

в статье «Онтогенез речевого развития» Т.Е. Браудо, М.Ю. Бобылова, М.В. Казакова; ФГБУ «Центр реабилитации (для детей с нарушением слуха)» Минздрава России; ООО «Институт детской неврологии и эпилепсии им. Святителя Луки», Россия, Москва; ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», Россия, Москва (Русский журнал детской неврологии, №3, 2016) [читать];

в статье «Моторная и сенсорная алалия: сложности диагностики» М.Ю. Бобылова, А.А. Капустина, Т.А. Браудо, М.О. Абрамов, Н.И. Клепиков, Е.В. Панфилова; ООО «Институт детской и взрослой неврологии и эпилепсии им. Святителя Луки», Москва; ГБОУ «Центр образования № 1601 им. Героя Советского Союза Е.К. Лютикова», Москва; ООО «Детский центр «Развитие плюс», Москва (Русский журнал детской неврологии, №4, 2017) [читать]



ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ РОДИТЕЛИ НЕГОВОРЯЩИХ МАЛЫШЕЙ (статья «Консультирование родителей неговорящих детей» Тараканова О.Н.; Центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации «Крестьянская застава», г. Москва; журнал «Обучение и воспитание: методики и практика» №18, 2015) [читать]




© Laesus De Liro


Tags: дизартрия, педиатрия
Subscribe

Posts from This Journal “педиатрия” Tag

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments